Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).
Мы спрашиваем: что значит и зачем вавилон? Слова лабиринт он не знает... - А вот для примера, чтоб видно было, положили. Когд Пугач еще был, до воли - бежали сюда разные люди; после, как Пугача поймали, они и выклали. Чудеса! Там, в Соловках - Петр Великий, здесь - Пугачев. (Прим. автора Дурылева: на Большом Заяцком острове, принадлежащем к группе Соловецких островов, я также наблюдал вавилоны, выложенные, по объяснению монаха, Петром Великим). Кто же и для чего выложил эти причудливые хитрые ходы, этот лабиринт? На вопрос этот нет пока ответа. ... Несмотря на северные ветры, бури и дожди, которым так легко, казалось бы, раскидать или снести небольшие камни лабиринтов, расположенных всегда на открытых местах, лабиринты хорошо сохранились и еще ясны их причудливые дорожки. Что же можно сказать об их происхождении и целях, с какими они установлены? Из всех существующих объяснений, данных археологической наукой, нет ни одного совершенно достоверного; все противоречивы и исключают друг друга. Русский ученый, академик Берг, первый открывший северные лабиринты в первой половине прошлого века, думал, что они являются памятниками исторических событий. Финский археолог Аспелин, более всех других исследовавший лабиринты, напротив, относит их к несомненно более древнему времени - к бронзовому веку. Наши археологи Кондаков и Я. Смирнов ставят их в связь с теми лабиринтами, которые устраивались в средние века в виде узоров на полах церквей. Одни относят лабиринты севера к временам христианским, другие - к 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz