Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

тября в ряде старинных документов называется 1590 год) захватчики под командованием финна Везайнена отправились в поход на Кандалакшу осуществлять “великую восточную программу”. Хоть и немного, но свидетельств о том времени сохранилось несколько, и документальных, и устных, записанных в свое время. Вот что говорится в народном предании о разорении Кандалакшского монастыря, записанном В. И. Немирови- чем-Данченко в 70-х годах XIX века: “Богатая была обитель. Братии более трехсот человек считалось... Стояла обитель - и вдруг прошел слух, что швед идет на нее. Иноки сейчас скот угнали в горы, сокровища свои зарыли, колокола бросили в реку... Потом стали молиться Богу... Приходит враг. В обители литургия шла. Швед этому не внял. Всех иноков перебил. Священник выходит с дарами - его рогатиной, дьякона тоже. Только старца одного придушить забыли, так Господь ему такую силу дал, что после он один всех триста иноков схоронил и сам на засыпанной могиле помер. Монастырь шведы сожгли и убрались восвояси”. Так свидетельствует предание, записанное В. И. Немирови- чем-Данченко в 1873 году. В былые времена, до 1809 года, в состав Швеции входила и Финляндия, потому-то всех пришельцев и звали “немцами” , то есть “немыми”, по-русски не говорящими, или обобщенно - шведами. Уничтожение Кандалакши, пожалуй, стало наиболее трагической страницей во всей дореволюционной истории Кольского края. Но надо всегда помнить, что предания, отображающие в целом суть того или иного события, все-таки не являются точным отображением происходящего. И это предание, считай, записанное через триста лет после случившегося события, со временем как бы утратило свою полную достоверность. По исследованию дореволюционного историка К. Тиандера, в разорении Кандалакши, местного монастыря участвовали 90 финнов под водительством финна Везайнена. Если в этом предании речь идет только об иноках Кандалакшского монастыря, об истреблении только их, то другие источники расширяют наши представления, наше восприятие всей тогдашней трагедии. И еще. По другим 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz