Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

четырнадцать лет, Кандалакшский монастырь уже достиг такой широкой государственной известности раз сослали туда видного в то время иерарха, известного хотя бы тем, что именно он, Феодорит, был послан в 1547 году в Византию к византийскому церковному владыке за царским венцом, и тогда великий князь Иван IV Васильевич стал уже первым законным царем Московии... А вот еще одна известная деталь. Через двадцать лет после жалованной грамоты Ивана Грозного Кандалакшскому монастырю объезжал северные края царский сановник, который составлял описание всего, что нашел там. Вот что было засвидетельствовано в 1574-75 году “по Васильевым книгам Агалина да подьячего Степана Соболева”. Привожу по справке “Из истории Кандалакшского монастыря”, что дана в “Архангельских епархиальных ведомостях”. “В 1574 году в монастыре было две церкви. Одна в честь Святителя Николая Чудотворца, с двумя пределами - в честь Апостолов Петра и Павла и Зосимы и Савватия Соловецких; другая церковь теплая в честь Рождества Богородицы. Иконы, книги и один колокол были - дар царя и великого князя, а три колокола заведены строителем монастыря”. Выходит, что после жалованной грамоты царя прошло всего двадцать лет, а в устье реки Нивы вырос монастырь с несколькими церквами. И еще мы не знаем, что входило во владение этого монастыря, ведь нужны и келии для монахов, и как мы сейчас называем - производственные помещения, и т.д. и т.п. Завидное скоростное строительство. А вот нынешние кандалакшские верующие уже сколько времени пока только ведут разговоры о возведении своего храма. И вот тут-то мы подходим к церкви, фундамент которой сохранился до наших дней. После Ливонской войны Надо вспомнить историю Московии, или Руси. Есть немало свидетельств того, что иноземцы постоянно имели “зуб” на привольные российские просторы. Много раз шли они с огнем и 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz