Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

друг с другом, сочли, что “мужской общежительный монастырь” начал свое существование “во всяком случае после 1526 года”, когда здесь была выстроена церковь. Конкретной даты они не называют. В своей статье “Исторические материалы о Кольском полуострове монастырских архивов” историк А. И. Андреев (см. “Сборник материалов по истории Кольского полуострова в XVI - XVII вв.”, Л., 1930) говорит: “В пределах Кольского у. очень рано, еще в 20-х годах XVI в., появился Рождественский Кандалакшский монастырь, “что в Дикой Лопи, у Студенного моря...” . Но опять конкретной даты нет! Мурманский историк И. Ф. Ушаков берет за отправную точку жалованную грамоту Ивана Грозного “Кандалакшскому монастырю на семь целых одну четвертую лука окрестных угодий”. Грамота эта относится к 1554 году - угодья “для монастырского строенья и для лопского крещенья”. Значит ли все это то, что именно царская грамота положила начало Кандалакшскому монастырю. Отнюдь нет. Общежительное бытие началось не по царскому изволению, а по людскому. Вспомним и статью “Древнерусский приход”, которую мы уже цитировали, и точку зрения Н. И. Костомарова, когда он рассказывал о создателях Соловецкого монастыря Савватия и Зосимы: “Стремление к основанию новых монастырей... направилось в XV столетии на Крайний Север...”. Хотелось бы обратить внимание на такое обстоятельство. Это новое время родило скоростные и сверхскоростные, не всегда достаточно оправданные темпы. Если мы примем во внимание точку зрения Ивана Федоровича Ушакова - 1554 год, то следует внимательно осмыслить следующие факты. В 1568 году, значит, через четырнадцать лет после даты, утверждаемой И. Ф. Ушаковым, в Кандалакше, как свидетельствует голландец Симон ван Салинген, посетивший Лапландию и оставивший свое “Сообщение о земле Лопии”, дошедшее до наших дней, был здесь “русский философ”, как утверждает Иван Федорович - “креститель лопи Феодорит”. Вто время Феодорит, по утверждению мурманского историка, был в немилости у царя Ивана Грозного. Значит, за эти короткие годы, 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz