Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

летописи, упоминающих “поморцев”, а И. Ф. Ушаков - “Софийским временником”, где упоминаются в ходоках лишь одни “лопляне”. Поэтому, исходя из всего этого, в 1996 году отмечалась в Кандалакше не дата ее “основания”, а первое упоминание наших мест в русских летописях, в частности - в Ростовской. Ростов - это сейчас сравнительно небольшой городок в Ярославской области. А когда-то он был весьма влиятельным на Руси, центром Ростово - Суздальского, а потом Ростовского княжества. И этот самый Ростово - Суздальский край был одним из тех исходных мест, откуда наши предшественники все шли и шли вперед, в незнаемое, в непознанное. Так же, как и Новгородская земля, с которой очень многое нас связывает. Итак, в 1526 году ходоки с Севера добрались до Москвы. А как с монастырем? Когда появился он в “усть Нивы реки”? До сих пор исследователи не достигли ясности. И. Ф. Ушаков утверждает, что местные монастыри - Кандалакшский и Печенгский - возникли в середине XVI века. Рассказывая о развитии христианства на Кольском Севере, он называет о Кандалакше даже конкретную дату - 1554 год. В справочнике "Из истории Мурмана. Календарь дат и событий на 1999 год", изданном Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки" снова стоит: 445 лет назад (1954) был построен Кандалакшский монастырь...". Но в этом году Иван Грозный дал Кандалакшскому монастырю жалованную грамоту на окрестные угодья. С чего начинается монастырь? С пожалованных угодий или с появления первых пустынножителей? И когда это было, никто не знает, хотя существуют разные предположения. Знакомство с литературой, к примеру - с “Житием и подвигами преподобных отцов наших Зосимы и Савватия Соловецких, новоявленных чудотворцев”, свидетельствует, что от основания обители до дарения монастырю земельных угодий и прочих царских милостей проходит какое-то немалое время. Опять вопрос: какое? Документальных свидетельств время донесло до нас слишком мало. И в то же время ... Давайте прочитаем статью “Древнерусский приход”, опубликованную в “Архангельских 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz