Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

Отсюда и явное пренебрежение к проводимому в области литературно - краеведческому конкурсу “Храмы России”. Опять скажу: речь идет не о подлинно храмах, хотя в свое время они и сыграли великую роль в жизни России, а о душевном отношении, любви к близким, к тем, кто создавал то самое состояние души, что называем памятью. В связи с нынешним походом за знаниями я хочу сказать, как испокон веку жившие до нас чтили учение, как стремились в давние времена видеть в нем тот источник, который открывает путь в неведомое, формирует в человеке подлинно человеческое. Ученые, исследующие былое нашего северного края, отмечают, что образованность в поморских поселениях была высокой. У поморов, утверждает известный мурманский исто­ рик, академик И. Ф. Ушаков, была хорошая традиция: грамот­ ный родитель считал своим долгом иметь в доме грамотного сына. В книге “Кандалакша”, что вышла в свет теперь уже более тридцати лет назад, в 1968 году, приводятся данные о том, что при Кандалакшском монастыре находилась школа. Точной даты, к которой относятся эти сведения, нет. По крайней мере в “Старописьменном требнике”, попавшем после закрытия в 1742 году Кандалакшского монастыря в Холмогорский собор, четко сказано: “Сия книга Кандалакшского монастыря”. Публикуя об этом сообщение, “Архангельские епархиальные ведомости” в 1907 году свидетельствуют, что в Требнике есть “Молитва на учение грамоте”. Она составлена в таком духе, что дает возможность предположить, какова была программа обучения детей, когда начинались и заканчивались занятия, что требовалось от учеников. И еще один пример о былой грамотности и духовности давних кандалакшцев. В Государственном архиве Архангельской области хранится опись книг Кандалакшского монастыря 1705 года. Характеризует состояние широких интересов людей того времени. И если в Кольско - Печенгском монастыре в 1658 году имелось всего 59 книг, в том числе рукописное сочинение по всемирной истории, то в Кандалакшском монастыре, судя по сохранившейся описи 1705 года, имелось 158 книг, среди них две “Грамматики” - одна печатная, другая писанная, “Книга 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz