Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

Да, всякие даты мы призваны помнить. И в то же время твердо должен знать каждый кандалакшец, что жизнь здесь началась в незапамятные времена. По крайней мере то, что еще в 1526 году ходоки из “Кандолажской губы, усть Нивы реки” были уже в Москве. Об этом свидетельствуют русские летописи. А в самых толстых энциклопедиях и энциклопедических справочниках значится: Кандалакша как населенный пункт известна с XI века, а кое-кто утверждает, что - с IX века. Это я не касаюсь Гипер­ бореи, о которой писали древние историки. Да и наш Канда­ лакшский лабиринт - “вавилон” существует несколько тысяч лет. И нам надо знать: археологи утверждают, что здесь люди, в устье реки Нивы, жили тысячи лет назад, поселились после отступления ледника... А тут еще какая-то легендарная Биармия, которая значилась на западноевропейских картах еще в XVI веке! Мы же делаем акцент: 60-летие, что отмечали всего навсего недавно... Вот так-то. И потому я уже высказывал мысль: не следует искать ту или иную дату в истории Кандалакши, надо, считаю не только я, но и жизнь подсказывает, иметь в нашем календаре “День Кандалакши”, который и охватит многообразие того, что мы и призваны чтить. Вот тогда-то, начиная с давнего, будем вправе спрашивать у молодых: “С чего начинается Родина...”. Нам есть чем гордиться, что помнить из истории матери- Родины. И тем, что называем Отчизной, и тем, что называем Малой родиной. Из знания истории земли, по которой ходим, от которой кормимся, в которую потом уходим, и растет наша любовь к этой самой земле в целом, которую мы называем Русь. Думается мне, что все обучение в школе, какой бы предмет нынешние школяры ни изучали, должно проходить через воспитание. А сейчас почему-то даже слово “патриотизм” стало ругательским. В школах практически исчезли уголки боевой и трудовой славы. Забыли в школах славные имена Героев, которые гордо несли на школьных знаменах. Теперь ведь нет славных шефов из трудовых коллективов, которые значили свою подшефную школу как один из цехов своего предприятия. Не стало, выходит, славных традиций. И стирается память, которая звала на труд и на подвиг... А что тут говорить о далеком - далеком! 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz