Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).

протопоп Казанского собора на Красной площади в Москве Иван Неронов. Среди кандалакшских мужиков он встретил сочувствие. В ссылке Неронов пробыл одиннадцать месяцев. 10 августа 1655 года с помощью “детей духовных” Алексея, Силы и Василия ему удалось бежать из суровых условий духовной ссылки через Белое море в Соловки, а затем в Москву... В Кандалакшский монастырь в 1661 году была сослана группа раскольников из Ростова Великого. Кандалакша таким образом стала своеобразным противником церковной реформы. А в 1668 году отказалась принять исправленные книги братия Соловецкого монастыря, монахи оказали вооруженное сопротивление московским властям. Соловецкое восстание продолжалось до 1676 года, кандалакшские поморы тайно оказывали помощь продоволь­ ствием. После подавления “бунтующего” монастыря на Солов­ ках его участники разбрелись по северным просторам страны. В частности, об этом писал и С.В. Максимов в своей книге “Год на Севере”, упоминая в частности и скитников на острове Вели­ кий, что у Ковды. Вроде бы скиты сохранялись и до наших дней. Последствия древнего благочестия на берегах Кандалакш­ ского залива, естественно, не могли находить доброго воздей­ ствия никонианского православия. Может, и поэтому отноше­ ние к Кандалакше как таковой было более чем прохладное. А как свидетельствует В.И. Немирович-Данченко, он еще в 1873 году видел широко распространенное в Кандалакше только ’’осьмиконечный крест" староверов, отказ от табака и кофе -"это грех и пагуба для души“, моясь в бани, нельзя хлестаться веником - ’’угождать плоти". Это из статьи Ивана Федоровича Ушакова “Раскольники” в его книге документальных очерков “Кольская старина” (Мурманск, 1986). И в этой же книге И. Ф. Ушаков приводит такой факт: “Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году писал, что две трети его прихожан не являются на исповедь и причастие, ”все крестятся двухперстно, предпочитают молиться перед старыми иконами, служить по старым книгам". Не случайно, в 50-годах двадцатого столетия в Кандалакше знатоки старины находили у кандалакшцев старые церковные книги. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz