Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).
протопоп Казанского собора на Красной площади в Москве Иван Неронов. Среди кандалакшских мужиков он встретил сочувствие. В ссылке Неронов пробыл одиннадцать месяцев. 10 августа 1655 года с помощью “детей духовных” Алексея, Силы и Василия ему удалось бежать из суровых условий духовной ссылки через Белое море в Соловки, а затем в Москву... В Кандалакшский монастырь в 1661 году была сослана группа раскольников из Ростова Великого. Кандалакша таким образом стала своеобразным противником церковной реформы. А в 1668 году отказалась принять исправленные книги братия Соловецкого монастыря, монахи оказали вооруженное сопротивление московским властям. Соловецкое восстание продолжалось до 1676 года, кандалакшские поморы тайно оказывали помощь продоволь ствием. После подавления “бунтующего” монастыря на Солов ках его участники разбрелись по северным просторам страны. В частности, об этом писал и С.В. Максимов в своей книге “Год на Севере”, упоминая в частности и скитников на острове Вели кий, что у Ковды. Вроде бы скиты сохранялись и до наших дней. Последствия древнего благочестия на берегах Кандалакш ского залива, естественно, не могли находить доброго воздей ствия никонианского православия. Может, и поэтому отноше ние к Кандалакше как таковой было более чем прохладное. А как свидетельствует В.И. Немирович-Данченко, он еще в 1873 году видел широко распространенное в Кандалакше только ’’осьмиконечный крест" староверов, отказ от табака и кофе -"это грех и пагуба для души“, моясь в бани, нельзя хлестаться веником - ’’угождать плоти". Это из статьи Ивана Федоровича Ушакова “Раскольники” в его книге документальных очерков “Кольская старина” (Мурманск, 1986). И в этой же книге И. Ф. Ушаков приводит такой факт: “Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году писал, что две трети его прихожан не являются на исповедь и причастие, ”все крестятся двухперстно, предпочитают молиться перед старыми иконами, служить по старым книгам". Не случайно, в 50-годах двадцатого столетия в Кандалакше знатоки старины находили у кандалакшцев старые церковные книги. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz