Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).
документов - прежде всего о продаже. А о Кандалакше вообще никаких документов, ни “купчих”, ни “данных”! Объяснение здесь может быть единственным. В книге Н.Г. Яковенко “Терский берег” есть такие строки: “Варзужскую волость постигло несчастье. Сюда по велению Ивана Грозного был направлен карательный отряд во главе с опричником Басаргой, чтобы усмирить варзужан, отказавшихся уплатить двинским рыбопромышленникам 450 рублей долга (по тому времени - крупная сумма). Терские волости почти начисто были разгромлены царскими погромщиками... В Варзуге осталось 45 жилых дворов, остальные 79 были пустыми, а на 33 дворовых местах рос бурьян... Царский писец Василий Третьяков сын Огалина и подьячий Степан Федоров в 1575 году засвидетельствовали: “...И всего ныне в Варзужской волости в живущем сто двадцать пять дворов, а людей в них сто тридцать восемь человек...”. А вообще-то в “Актах...”, наверное, что-то около ста документов о Варзуге. Но вот касающихся хозяйственной жизни Кандалакши непосредственно - ни одного! Почему? Да на Руси жива была, да и сейчас хоть и изредка вспоминается пословица: в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Это я к тому, что Соловецкий монастырь (а в сборнике ведь акты этого монастыря) - одно, а Кандалакшский монастырь - совсем другое, иная, как говорится, вотчина. Кстати, еще одна любопытная деталь. В конце XV - начале XVI вв. мы узнали из сборников “Актов” о Ковде. Однако, в какой-то мере и Ковде “не повезло”. Последний документ с ее упоминанием мы встречаем там же за 14 января 1541 года - “Купчую Ивана Дмитриевича сына Пшаги на угодья в Песьем наволоке на реке Ковде, проданные Якову Константинову сыну”. Позднее - ни строки о тех местах. Почему? Да, видимо, потому, что уже в те времена стал твердо на ноги Кандалакшский монастырь, который не допускал хозяйничанья в его вотчине соловецких монахов. Как видите, и те в чужой монастырь не совались... Попутно замечу, раз уж вспомнил “Басаргин правеж” в Варзуге, так названо это деяние в истории. Ведь тогда разгром был проведен и в других поморских селениях. Как упоминает Симон ван Салинген, опричники навели “свои порядки” в Шуе, 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz