Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

градусов.71 По некоторым подсчетам, около 15 про­ центов потерь личного состава составили потери от обморожений.72 Неблагоприятные гидрометеорологические усло­ вия препятствовали несению дозорной службы, разгрузке транспортов, постановке минных заграж­ дений, установке артиллерийских батарей, обору­ дованию манипуляторных постов и средств навига­ ционного обеспечения театра. Но, несмотря на все сложности, военные моряки поставленные им задачи выполнили. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. явилась хорошей школой для молодого Северно­ го флота. Она дала опыт в проведении некоторых операций, в том числе такой ответственной и мас­ штабной, как перевозка войск морем. Она дала воз­ можность в условиях суровой зимы с ее штормовы­ ми погодами, сильными морозами, густыми туманами проверить материальную часть кораблей и выносли­ вость личного состава. Активно участвовали в обеспечении боевых дей­ ствий и гидрографы СФ. Гидрографические суда «Гидролог», «Марка» и «Таймыр» с офицерами ги­ дрографического отдела Северного флота на борту успешно обеспечивали минные постановки, трале­ ние и безопасность плавания по фарватерам. Боевой опыт навигационно-гидрографического обеспечения флота в финской войне помог критически оценить возможности гидрографической службы, подтвер­ дить правильность направленности боевой подготов­ ки ее частей и подразделений.73 Такое значительное количество навигационных происшествий, связанных с погодой, не прошло мимо внимания командования. Было выявлено несколько причин этого: - в связи с мобилизацией части гражданских судов и активизацией деятельности флота накануне войны 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz