Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

- оказание поддержки войскам 14-й армии на при­ морском направлении; - недопущение прорыва кораблей противника в Кольский и Мотовский заливы; - противодесантная оборона побережья Мурмана. Финляндия имела выход в Баренцево море, но военно-морских сил на арктическом театре у нее не было. Силы финского флота к началу войны распола­ гались в балтийских базах Турку и Котка.63 Но побе­ режье Мурмана находилось под угрозой нападения не только со стороны финского флота. Не исключалась возможность появления на севере кораблей Англии, Франции и других империалистических государств64. Необходимость подготовки к противодесантной обо­ роне была продиктована тем, что Англия, Франция и США не только направили в Финляндию большую партию вооружения, но и подготовили к отправке 150-тысячный экспедиционный корпус.65 Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий во время войны СССР и Финляндии явилось самой серьезной проверкой готовности морской об­ серватории и службы погоды Северного флота к вы­ полнению возложенных на нее обязанностей. Важной и ответственной задачей, которую Северный флот начал решать еще накануне войны в обстановке, приближенной к боевой, было обеспечение морских воинских перевозок. Эта трехмесячная деятельность обеспечила своевременное развертывание частей 14-й армии у советской границы. Метеорологическая обстановка в Баренцевом море в зиму 1939 - 1940 гг. была очень сложной. Штормовая погода стояла в среднем в течение 18-19 суток в месяц, плохая види­ мость отмечалась в среднем по 20-22 суток, а низкая 10-балльная облачность преобладала практически постоянно. Не секрет, что «кухня» нашей заполяр­ ной погоды расположена в Северной Атлантике. Не 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz