Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
нейшем, за несколько походов в 1935-1937 годах, аналогичные исследования были произведены в Ба ренцевом, Карском и Гренландском морях.35 Одной из важных задач, возложенных на флотские обсерватории, а на севере - на гидрометеорологиче ское отделение, было хранение точного времени и передача его сигналов судоводителям на акватории моря и жителям прибрежных районов страны. Кроме этого, в обсерваториях производилась выверка судо вых хронометров. Служба времени, как ее называли, просуществовала в системе гидрографии до середи ны 1930-х годов, когда с широким развитием радио вещания необходимость в ней отпала.36 В 1935 году, благодаря общим усилиям полярников, военных, моряков, ученых и гидрографов, Северный морской путь превратился в постоянно действующую транспортную магистраль страны, по которой могли совершаться сквозные плавания не только ледокола ми, но и простыми транспортными судами и военными кораблями.37Например, в 1937 году был осуществлен перевод трех гидрографических судов с Балтийского моря в Мурманск, а затем Северным морским путем - на Тихий океан. Командиром отряда судов на период похода был назначен опытный полярник А. Лавров, начальником походного штаба - военный инженер И. Сендик. В связи со сложностью погодных и ледовых условий по маршруту перехода в состав штаба были включены океанограф В. Березкин и метеоролог Н. Рыбалтовский. Этот завершившийся благополучно поход стал ярким примером тесного сотрудничества военных моряков и ученых.38 Наглядным примером этого сотрудничества стал об мен гидрологической и ледовой информацией между организациями и службами, осуществляющими рабо ты и исследования в полярных морях. В период 1930 - 1940 гг. сведения о кромке льдов в адрес гидроме 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz