Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
и моряков. Многие объекты немцев в Арктике были тогда уничтожены, но едва ли не такое же их коли чество успешно функционировало всю войну, и было обнаружено лишь спустя десятилетия после ее окон чания. В начале 1950-х годов, например, на северной оконечности архипелага Новая Земля были обнару жены две взлетно-посадочные полосы и маневренная база подводных лодок, а на Земле Франца-Иосифа - аэродром, пункт ремонта подводных лодок и мете орологическая станция. Обнаружение следов таких объектов, в том числе и метеорологических станций Третьего Рейха на островах и побережье Арктики, происходит до сих пор.271 С самого начала войны метеорологи Германии ак тивизировали работу по созданию «автоматов по годы». Были разработаны два типа таких станций. Морские «автоматы» скрытно доставлялись на под водных лодках и устанавливались в море на якорях. Они передавали сведения о температуре и давлении воздуха. Заряда их аккумуляторных батарей хвата ло на два месяца. Наземные автоматические стан ции доставлялись самолетами и судами, и переда вали еще и информацию о направлении и скорости ветра, могли работать при температуре воздуха до - 40°, а питания им хватало на целых девять меся цев. Передатчики станций обоих типов автоматиче ски включались по 3 — 4 раза в сутки. Такой была автоматическая метеостанция «Герхард», достав ленная подводной лодкой «U-703» 22 августа 1943 года на мыс Пинегин, и установленная в 40 метрах от уреза воды. Часто в операциях по установке стан ций принимал личное участие еще один из авторов системы метеорологических наблюдений в арктиче ских широтах Руперт Щютце. Осенью 1941 года на немецком самолете «Хейнкель-111» он доставил на остров Междушарский автоматическую метеостан 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz