Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
целых трех месяцев в морской штаб, находившийся в норвежском городе Тромсё, с борта метеотрауле ра шли регулярные сводки погоды. Эти данные ис пользовались для подбора наиболее благоприятных условий для переброски тяжелых кораблей, таких, как «Бисмарк» и «Тирпиц», из портов стоянки в от крытое море на перехват конвоев. Успех так вооду шевил руководителей германского морского флота, что метеорологические суда начали выходить в море одно за другим: «Заксен», «Мюнхен», «Лауенберг», «Фризе», «Гессен» и «Вупперталь». Британская мор ская разведка прилагала значительные усилия, что бы захватить хотя бы одно такое метеорологическое судно и заполучить секретные шифры. Но англича нам долго не удавалось этого сделать. Они потопи ли «Мюнхен» и «Фризе», несколько траулеров по гибло в атлантических штормах, и лишь «Лауенберг» вместе со своей секретной документацией попал в руки англичан, которые на некоторое время получи ли ключ к немецким радиошифрам. В дополнение к траулерам для сбора сведений о погоде было отря жено даже несколько боевых подводных лодок. Они вели метеоразведку в море, причем им было стро жайше запрещено атаковать корабли союзников. От них требовалось только одно: через определенные промежутки времени выходить в эфир и максималь но быстро, чтобы их не успели запеленговать, пере давать закодированные сведения о погоде в районе плавания. Отдельного внимания заслуживает вопрос об ор ганизации немцами и стационарных метеорологиче ских станций. В последнее время тема тайных фа шистских баз в Арктике стала популярной, а причина тому - дерзость, с которой немцы размещали свои военные объекты в глубоком тылу врага, порой в не посредственной близости от советских полярников 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz