Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

были организованы и морские экспедиции, наиболее известной из которых стала работа интернациональ­ ной команды ученых на исследовательском судне «Мурманец» в 1939 году. Лучшего «подарка» нака­ нуне войны и представить нельзя. С борта судна на острова Карского моря высаживались немецкие по­ лярники, работавшие по своей программе. На «Мур- манце» был установлен эхолот, причем его индика­ тор был выведен в немецкий отсек, куда советским ученым вход категорически запрещался.244 В 1940 году командование военно-морских сил Германии спланировало и успешно провело опера­ цию «Зеленый случай», задачей которой была раз­ ведка Северного морского пути. 14 августа 1940 года немецкий вспомогательный крейсер «Комет», зама­ скированный под грузовое судно, вошел в пролив Маточкин Шар. Командир этого корабля капитан 2 ранга Эйсен еще в годы Первой мировой войны на вспомогательном крейсере «Метеор» ходил в этих широтах, и в июне 1915 года осуществлял постановки минных заграждений в горле Белого моря. Немецкое «грузовое судно», сославшись на трудности прорыва в Атлантику, попросило помощи в проводке на Тихий океан. В 1940 году СССР был связан с Германией до­ говором о сотрудничестве, в соответствии с которым И. Сталин отдал приказание начальнику ГУСМП И. Папанину включить немецкое судно в план арктиче­ ских операций и обеспечить его проводку Северным морским путем на восток. Этот переход имел для гер­ манского морского штаба большое значение, так как помог накануне войны собрать различные сведения о таком стратегически важном для СССР объекте, как СМП.245 На борту немецкого судна, кроме команды, находились еще и представители военно-морской разведки. Таким образом, немцы получили не только информацию, но и некоторые практические навыки 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz