Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
Николай Витальевич Красавин вспоминает об этом эпизоде: «В декабре 1942 года меня назначи ли начальником ГМС «Цып-Наволок», находящейся на противоположном, северо-восточном побережье Рыбачьего. Чтобы попасть на новую станцию, мне пришлось преодолеть в условиях полярной ночи по бездорожью расстояние в 70 километров. Единствен ным ориентиром в пути была телефонная линия. В мае 1943 года летевший на бреющем полете самолет сбросил бомбу, которая разорвалась в десяти метрах от нашей станции. Взрывной волной здание было разрушено. Однако с помощью морских пехотинцев была построена землянка, которая заменила поме щение станции, и мы по-прежнему регулярно пере давали на большую землю информацию о состоянии погоды и моря».240 На Белом море значение оперативной информации, получаемой от станций, с началом боевых действий тоже значительно возросло. Фашисты это понимали и не раз совершали налеты на станции управления гидрометеорологической службы Архангельского военного округа. Особенно тяжелая обстановка сложилась на сети западного побережья Белого моря, когда немецкие и финские войска прорва ли линию обороны на советско-финской границе и перерезали Кировскую железную дорогу. Многие станции оказались отрезанными от руководящего центра и лишились всех видов материального обе спечения, а часть из них была вынуждена эвакуи роваться. Прервался поток ценной оперативной ин формации, столь необходимой войскам Карельского фронта и частям Беломорской военной флотилии. В этой сложной ситуации руководство сетью принял на себя Геннадий Опушнев - начальник гидрометеоро логической станции «Кемь-порт», относящейся до войны к Архангельскому управлению ГМС. Он орга- 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz