Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
Многое, если не все в вопросах обслуживания ле довых переправ и приемки грузов приходилось де лать впервые. Не раз гидрометеорологам и инжене рам приходилось по ходу дела придумывать то, что в дальнейшем попадало в учебники уже в качестве го товых методик. Одно из рационализаторских предло жений, с успехом применяемых суровой зимой 1941 года, описано в мемуарах Уполномоченного Ставки Верховного Главнокомандования Ивана Дмитриевича Папанина: «Суда первых конвоев, прибывшие в Ар хангельск, напоминали айсберги. Закрепленные на палубе танки представляли собой огромные ледяные глыбы. Во время перехода через Северную Атланти ку волны попадали в стволы орудий, боевую рубку, сковывали льдом механизмы танков. Нам надо было освобождать боевые машины от ледяного панциря как можно скорей... Подогнали к кораблю паровоз, подвели шланг и через брандспойт направили силь ную струю пара на обледеневший танк. Ледяные ку ски отлетали и освобождали машину».234 Таким образом, отправляемая из северных портов боевая техника, с прибытием на фронт могла быть использована в бою немедленно, без дополнитель ной подготовки. Благодаря сплочению сил военных и гражданских специалистов, метеорологов, гидро логов и ученых, доставка военных грузов в Архан гельск в зимнее время, и пересылка их вглубь стра ны и на действующий фронт не прекращались. Вклад гидрометеорологов и других специалистов подразделений УГМС Белого моря в общее дело по беды в Великой Отечественной войне отмечен много численными государственными наградами. Многие гидрометеорологи-беломорцы после войны с гордо стью носили медали «За оборону Советского Запо лярья», «За победу над Германией», «За доблестный труд в ВОВ» и «За трудовую доблесть». 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz