Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

На военных гидрометеорологов Белого моря легла вся тяжесть экспедиционных работ. Исследования, начатые зимой 1941-1942 года, необходимо было за­ вершить в кратчайшие сроки, к началу первых поста­ вок военной техники, боеприпасов и продовольствия от союзных держав. Специалисты гидрометслужбы провели гидрологические обследования, в том числе температурные съемки воды, промеры льда и испы­ тания его прочности. Они осуществляли ежедневный контроль за толщиной льда, скоростью намерзания, регулярно определяли предельные допустимые на­ грузки на лед. Результаты этих наблюдений сразу же передавались в ледовую группу при штабе Беломор­ ской флотилии и уполномоченному Государственно­ го Комитета Обороны. По рекомендациям управления гидрометеорологической службы места для строи­ тельства переправ были выбраны и утверждены. В 1941 году зима наступила рано, и Северная Двина была скована льдом уже в начале ноября. Но для на­ ращивания его толщины на участках строительства ледово-дорожных трасс дополнительно были мобили­ зованы практически все пожарные помпы города, ко­ торые круглосуточно гнали воду на поверхность реч­ ного льда.232 В дальнейшем, с началом эксплуатации переправ, возле них, прямо на льду, проводились ме­ теорологические наблюдения на специально органи­ зованных метеорологических площадках. Для опера­ тивного обслуживания железнодорожной переправы был создан специальный отряд из трех гидрометеоро­ логов и пяти рабочих. Вдоль всей трассы проводились измерения толщины льда и высоты снежного покрова, на переправах велись наблюдения за трещинами и прогибом льда под различными нагрузками.233 В УГМС АВО полученные данные использовались для состав­ ления прогнозов толщины льда, расчета несущей спо­ собности ледяного покрова. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz