Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
На военных гидрометеорологов Белого моря легла вся тяжесть экспедиционных работ. Исследования, начатые зимой 1941-1942 года, необходимо было за вершить в кратчайшие сроки, к началу первых поста вок военной техники, боеприпасов и продовольствия от союзных держав. Специалисты гидрометслужбы провели гидрологические обследования, в том числе температурные съемки воды, промеры льда и испы тания его прочности. Они осуществляли ежедневный контроль за толщиной льда, скоростью намерзания, регулярно определяли предельные допустимые на грузки на лед. Результаты этих наблюдений сразу же передавались в ледовую группу при штабе Беломор ской флотилии и уполномоченному Государственно го Комитета Обороны. По рекомендациям управления гидрометеорологической службы места для строи тельства переправ были выбраны и утверждены. В 1941 году зима наступила рано, и Северная Двина была скована льдом уже в начале ноября. Но для на ращивания его толщины на участках строительства ледово-дорожных трасс дополнительно были мобили зованы практически все пожарные помпы города, ко торые круглосуточно гнали воду на поверхность реч ного льда.232 В дальнейшем, с началом эксплуатации переправ, возле них, прямо на льду, проводились ме теорологические наблюдения на специально органи зованных метеорологических площадках. Для опера тивного обслуживания железнодорожной переправы был создан специальный отряд из трех гидрометеоро логов и пяти рабочих. Вдоль всей трассы проводились измерения толщины льда и высоты снежного покрова, на переправах велись наблюдения за трещинами и прогибом льда под различными нагрузками.233 В УГМС АВО полученные данные использовались для состав ления прогнозов толщины льда, расчета несущей спо собности ледяного покрова. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz