Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

на замерзающем зимой Белом море, в дельте Север­ ной Двины. Например, в январе-феврале 1942 года в СССР из Англии прибыло пять конвоев. Зима была суровая, стоял лед, и проводить транспорты в Ар­ хангельск, даже с помощью ледоколов, оказалось невозможно. Ставка Верховного Главнокомандова­ ния приказала командующему флотом действовать по своему усмотрению, но обеспечить безопасность и разгрузку судов и грузов. В связи с этим, встретив очередной конвой, советские эсминцы повели его в Кольский залив.228 Навигация в зимнее время на Белом море резко со­ кращалась и в мирные годы, однако война потребо­ вала максимального продления сроков судоходства, как в Беломорском бассейне, так и в речной дель­ те Двины. Прием и разгрузка судов с боеприпасами, вооружением, военной техникой и другими грузами, необходимыми фронту, стали стратегической необ­ ходимостью. Для координации этой сложной и ответ­ ственной работы был создан штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГКО), который возглавил начальник Главсевморпути Герой Совет­ ского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Под его непосредственным руководством была на­ лажена схема проводки конвоев по маршруту горло Белого моря - порт Архангельск. Через штаб Бело­ морской военной флотилии и миссию союзников в Архангельске заблаговременно поступали сведения о примерных сроках подхода очередного конвоя. За сутки до появления судов самолет совершал разве­ дывательный полет по всему району предстоящей проводки. Он прочерчивал галсами пространство над Белым морем и подходы к нему, собирая нужные данные. По материалам такой ледовой авиаразведки в гидрометеорологической службе составлялась кар­ та распределения ледяного покрова. Теперь встава- 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz