Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
на замерзающем зимой Белом море, в дельте Север ной Двины. Например, в январе-феврале 1942 года в СССР из Англии прибыло пять конвоев. Зима была суровая, стоял лед, и проводить транспорты в Ар хангельск, даже с помощью ледоколов, оказалось невозможно. Ставка Верховного Главнокомандова ния приказала командующему флотом действовать по своему усмотрению, но обеспечить безопасность и разгрузку судов и грузов. В связи с этим, встретив очередной конвой, советские эсминцы повели его в Кольский залив.228 Навигация в зимнее время на Белом море резко со кращалась и в мирные годы, однако война потребо вала максимального продления сроков судоходства, как в Беломорском бассейне, так и в речной дель те Двины. Прием и разгрузка судов с боеприпасами, вооружением, военной техникой и другими грузами, необходимыми фронту, стали стратегической необ ходимостью. Для координации этой сложной и ответ ственной работы был создан штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГКО), который возглавил начальник Главсевморпути Герой Совет ского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Под его непосредственным руководством была на лажена схема проводки конвоев по маршруту горло Белого моря - порт Архангельск. Через штаб Бело морской военной флотилии и миссию союзников в Архангельске заблаговременно поступали сведения о примерных сроках подхода очередного конвоя. За сутки до появления судов самолет совершал разве дывательный полет по всему району предстоящей проводки. Он прочерчивал галсами пространство над Белым морем и подходы к нему, собирая нужные данные. По материалам такой ледовой авиаразведки в гидрометеорологической службе составлялась кар та распределения ледяного покрова. Теперь встава- 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz