Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

готовке и проведении операций все расчеты преи­ мущественно основывались на общих прогнозах по­ годы, в которых не давалось детального освещения всех изменений гидрометеорологических условий во времени и пространстве, движение конвоев (особен­ но на первых этапах войны) часто задерживалось по причине неблагоприятной погоды, а ряд судов под­ вергался нападению противника из-за движения в условиях, благоприятных для его обнаружения.200 В периоды движения союзных конвоев непрерывно осуществлялось гидрометеорологическое обеспече­ ние частей ПВО и ВВС СФ, а также гражданских орга­ низаций, принимающих участие в выгрузке и погруз­ ке транспортов в Мурманском порту и обеспечении их стоянки в портах побережья Мурмана. Давались прогнозы погоды, состояния моря и льдов, предупре­ ждения о резких изменениях гидрометеорологиче­ ских условий, данные о баллистическом ветре, плот­ ности, температуре, солености воды, об изменениях уровня моря и т.д. Качество прогнозов, разработан­ ных в периоды обеспечения конвойных операций, в большинстве случаев получало хорошие и отличные оценки, что, наряду с отлаженной системой инфор­ мирования о фактической гидрометеорологической обстановке на театре, содействовало в известной степени успешному проведению Северным флотом операций по обеспечению движения союзных кон­ воев в трудных гидрометеорологических условиях. Командование имело возможность, учитывая гидро­ метеорологическую обстановку, наиболее целесоо­ бразно использовать ее преимущества, оптимальным образом распределять силы для достижения успеха операций.203 Но, безусловно, одним из наиболее важных факто­ ров, влияющих на безопасность конвоев, оставалось положение ледовой кромки. Именно ее удаленность 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz