Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

«Лютцов» и «Хиппер», полутора десятков эска­ дренных миноносцев и около 20 подводных лодок. На северных аэродромах Норвегии базировалось приблизительно 200 самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков.197 Этой армаде противостояли военно-морские и военно-воздушные силы союзников. На большей ча­ сти пути движения охрану конвоев осуществляли ан­ глийские боевые корабли. На участке от советских портов до рубежа мыс Нордкап - остров Медвежий их усиливали советские корабли, лодки и самолеты. Для непосредственного охранения конвоев в своей зоне ответственности Северный флот каждый раз выделял более 40 боевых кораблей и вспомогатель­ ных судов и до двух авиационных дивизий.198 Очень скоро стало очевидным, что успех борьбы на коммуникациях зависит не только от перевеса в силах, но и, в некоторой степени, от информирован­ ности сторон о распределении метеорологических и гидрологических элементов по маршрутам движения конвоев и от правильности использования этой ин­ формации. В ясную погоду нападать на конвой ри­ скованно, корабли охранения успеют подготовиться к отражению атаки. Туман же значительно затрудня­ ет поиск судов. Облачность благоприятна для атак с воздуха, в отдельных кучевых облаках можно укры­ ваться от истребителей-перехватчиков, а потом мол­ ниеносно атаковать хорошо видимую цель — конвой. В свою очередь отсутствие облачности затрудняет выход в атаку подводных лодок, так как при свете луны или полярного сияния ее перископ может быть обнаружен кораблями охранения. Да и значительное волнение мешает подводной лодке удерживаться на перископной глубине. Лед опасен: он может по­ вредить корпус, как подводной лодки, так и надво­ дного корабля. Но опытные капитаны союзных судов 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz