Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

По ту сторону «обреза», сквозь немецкие заслоны, преодолевая штормы, туманы и льды, шли в совет­ ские порты караваны судов. Существовало несколько путей доставки союзных грузов. Из портов западного побережья США через Тихий океан - во Владивосток, и через Персидский залив и Иран - в Баку. Но оба они занимали от четырех до шести месяцев. Путь же из Англии и США через порты Шотландии и Ислан­ дии, через Северную Атлантику и Баренцево море в Мурманск и Архангельск был наиболее коротким. 1800-2000 миль конвои проходили за 10-14 суток. К тому же эти порты на севере были ближе других рас­ положены к фронту и промышленным районам, куда направлялись грузы. По этой причине почти четвер­ тая часть всей помощи в рамках ленд-лиза была по­ ставлена наиболее коротким и опасным путем - че­ рез Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Союзные конвои формировались в Шотландии, и на первом этапе осуществляли переход в Исландию, где суда и корабли охранения пополняли запасы. Далее каждый конвой двигался на восток настолько север­ нее побережья Норвегии, насколько позволяла кром­ ка льда.196 Если до конца 1941 года немецкое командование, по сути, не обращало внимания на союзные пере­ возки, то уже 14 марта 1942 года Гитлер подписал специальный указ об активизации действий своего флота на коммуникациях противника. Адмиралу Де- ницу он приказал сосредоточить в Арктике крупную группировку подводных лодок, а командующему 5-м воздушным флотом генерал-полковнику Штумпфу - сосредоточить на аэродромах Северной Норвегии торпедоносцы Не-111. Фашистские военно-морские силы, сосредоточенные в Северной Атлантике на пу­ тях движения конвоев, состояли из линкоров «Тир- пиц» и «Шарнхорст», тяжелых крейсеров «Шеер», 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz