Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
По ту сторону «обреза», сквозь немецкие заслоны, преодолевая штормы, туманы и льды, шли в совет ские порты караваны судов. Существовало несколько путей доставки союзных грузов. Из портов западного побережья США через Тихий океан - во Владивосток, и через Персидский залив и Иран - в Баку. Но оба они занимали от четырех до шести месяцев. Путь же из Англии и США через порты Шотландии и Ислан дии, через Северную Атлантику и Баренцево море в Мурманск и Архангельск был наиболее коротким. 1800-2000 миль конвои проходили за 10-14 суток. К тому же эти порты на севере были ближе других рас положены к фронту и промышленным районам, куда направлялись грузы. По этой причине почти четвер тая часть всей помощи в рамках ленд-лиза была по ставлена наиболее коротким и опасным путем - че рез Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Союзные конвои формировались в Шотландии, и на первом этапе осуществляли переход в Исландию, где суда и корабли охранения пополняли запасы. Далее каждый конвой двигался на восток настолько север нее побережья Норвегии, насколько позволяла кром ка льда.196 Если до конца 1941 года немецкое командование, по сути, не обращало внимания на союзные пере возки, то уже 14 марта 1942 года Гитлер подписал специальный указ об активизации действий своего флота на коммуникациях противника. Адмиралу Де- ницу он приказал сосредоточить в Арктике крупную группировку подводных лодок, а командующему 5-м воздушным флотом генерал-полковнику Штумпфу - сосредоточить на аэродромах Северной Норвегии торпедоносцы Не-111. Фашистские военно-морские силы, сосредоточенные в Северной Атлантике на пу тях движения конвоев, состояли из линкоров «Тир- пиц» и «Шарнхорст», тяжелых крейсеров «Шеер», 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz