Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

мя штормов. Экипаж «Т-105», принимавшего участие в конвоировании подводной лодки из Молотовска в Кольский залив, и попавшего 24 ноября 1942 года в шторм в районе острова Сосновец, справиться с сильными волнами не смог. При попытке укрыться от непогоды за островом тральщик выбросило на бе­ рег. Был сломан гребной вал, утерян гребной винт, и получена пробоина левого борта. Часто в таких случаях только самоотверженность и опыт экипажей помогали избежать беды. 25-26 декабря 1942 года во время восьмибалльного шторма волной разбило стеллажи электромагнитного трала на однотипном корабле «Т-104». Кабель был смыт за борт, возникла угроза намотки его на винт и потери хода, что в та­ кую погоду неминуемо привело бы к гибели корабля. Краснофлотцы, обвязавшись концами, более часа проработали в бушующей ледяной воде, но смогли уложить кабель и спасти тральщик.189 Двойным испытанием становилась борьба с немец­ кими подводными лодками в условиях штормовой по­ годы для морских охотников, обладавших несколько более высокой мореходностью, чем тральщики. В новогоднюю ночь 1945 года большой охотник «Тур- бинист» («БО-136») в составе конвоя сопровождал транспорт «Тбилиси» с продовольствием для войск 14-й армии. О событиях той ночи вспоминает ветеран Северного флота капитан-лейтенант в отставке Петр Станкевич: «Разыгрался сильный шторм, идти про­ тиволодочным галсом было очень трудно, шли, как могли. И вдруг раздался сильный взрыв, вспыхнуло пламя. Фашистской подлодке удалось торпедировать «Тбилиси». Это произошло у полуострова Рыбачий в районе губы Скоробеевская. Уходя от преследова­ ния, вражеская подлодка на глубине совершала кру­ тые маневры. Нам же повторять их было очень труд­ но: часто дымовая труба и мачта «охотника» почти 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz