Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

годы Великой Отечественной войны провела гидро­ графическая служба флота. Не только выполнение конкретных боевых задач, но и само плавание кораблей в Е>аренцевом море в условиях осенне-зимнего периода требовало значи­ тельного внимания со стороны командования флота и синоптиков службы погоды. Составление синопти­ ческих карт на кораблях пришлось отменить из-за сложности кодов военного времени, используемых для передачи гидрометеорологических сводок. На вооружение был принят старинный проверенный ме­ тод «одиночного плавателя», который подразумевал корректуру полученных прогнозов на основе соб­ ственных наблюдений. Метод себя полностью оправ­ дал, но выявил необходимость дальнейшего углу­ бления подготовки корабельного состава в вопросах гидрометеорологии.388 Сложность заключалась еще и в том, что значительная часть боевого надводного состава Северного флота была маломореходной или представляла собой отмобилизованные в начале во­ ины суда гражданских наркоматов. Не раз флоту приходилось нести досадные поте­ ри не в боях с противником, а из-за северных штор­ мов. Например, 5-й дивизион тральщиков состоял из английских тральщиков типа «Там». Этим бывшим норвежским китобоям, переоборудованным в 1940 году в Англии в тральные корабли и имевшим во­ доизмещение около 600 тонн, для включения в со­ став Северного флота необходимо было преодолеть долгий и опасный путь в составе одного из союзных конвоев. Неудивительно, что первая потеря постигла дивизион, когда по пути из Англии во время шторма опрокинулся и затонул тральщик «Сулла». Несмотря на то, что эти корабли имели весьма ограниченную мореходность, командованию флота приходилось ис­ пользовать их в море в любую погоду, даже во вре­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz