Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
годы Великой Отечественной войны провела гидро графическая служба флота. Не только выполнение конкретных боевых задач, но и само плавание кораблей в Е>аренцевом море в условиях осенне-зимнего периода требовало значи тельного внимания со стороны командования флота и синоптиков службы погоды. Составление синопти ческих карт на кораблях пришлось отменить из-за сложности кодов военного времени, используемых для передачи гидрометеорологических сводок. На вооружение был принят старинный проверенный ме тод «одиночного плавателя», который подразумевал корректуру полученных прогнозов на основе соб ственных наблюдений. Метод себя полностью оправ дал, но выявил необходимость дальнейшего углу бления подготовки корабельного состава в вопросах гидрометеорологии.388 Сложность заключалась еще и в том, что значительная часть боевого надводного состава Северного флота была маломореходной или представляла собой отмобилизованные в начале во ины суда гражданских наркоматов. Не раз флоту приходилось нести досадные поте ри не в боях с противником, а из-за северных штор мов. Например, 5-й дивизион тральщиков состоял из английских тральщиков типа «Там». Этим бывшим норвежским китобоям, переоборудованным в 1940 году в Англии в тральные корабли и имевшим во доизмещение около 600 тонн, для включения в со став Северного флота необходимо было преодолеть долгий и опасный путь в составе одного из союзных конвоев. Неудивительно, что первая потеря постигла дивизион, когда по пути из Англии во время шторма опрокинулся и затонул тральщик «Сулла». Несмотря на то, что эти корабли имели весьма ограниченную мореходность, командованию флота приходилось ис пользовать их в море в любую погоду, даже во вре 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz