Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
ведения боевых действий, что делало необходимым учитывать ее особенности. В сильную пургу прихо дилось убирать сторожевые корабли с линии дозора м. Сеть-Наволок - о. Кильдин в губу Большую Во локовую. Не раз немецким подводникам удавалось уйти от преследования миноносцев, используя низ кую видимость в снежных зарядах.11 Активная экономическая и военная деятельность, приведшая к многократному увеличению интенсив ности как морского плавания, так и прибрежного со общения между портами побережья Мурмана и Бело го моря, потребовали всестороннего изучения театра, в том числе и в вопросах метеорологии и гидрологии. На побережье были развернуты дополнительные пункты наблюдения за морскими течениями и ледо вым покровом. В 1915 г. группа морских офицеров под руководством известного русского гидрографа Н. Матусевича тщательно обследовала берег Мурма на и горло Белого моря, а Главное гидрографическое управление (ГГУ) организовало ряд экспедиций по изучению гидрологического и гидрометеорологи ческого режимов морей западной Арктики.12 Суще ственно расширился флот гидрографических судов, сеть наблюдательных гидрометеорологических стан ций, а также маяков, осуществлявших наблюдение за погодой. Параллельно с военными, но гораздо более бы стрыми темпами развивались и гражданские орга ны гидрометеорологической службы. В 1912 году Министерство торговли и промышленности органи зовало гидрометеорологическую службу Северного Ледовитого океана и Белого моря с размещением в Архангельске. Большая заслуга в развитии гидроме теорологической службы Ледовитого океана и Бе лого моря принадлежит одному из ее заведующих - В. Шипчинскому. Его стараниями были организо 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz