Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

внимание на освоение и изучение полярных морей. В 1915 году началось сооружение мурманского пор­ та, а также железной дороги, которая должна была соединить Мурманск с Петроградом. В это время стремительно расширяется транспортный и военный флот. С Дальнего Востока Северным морским путем, а также из Петрограда вокруг Скандинавии в Коль­ ский залив были переведены эскадренные минонос­ цы, минные заградители, гидрографические суда и подводные лодки. Порты Кольского залива и Белого моря стали принимать суда союзников с вооружени­ ем и военной техникой, а в обратном направлении уходили караваны с лесом, пшеном, льном и другим стратегическим сырьем. В годы Первой мировой войны в связи с боевыми действиями на море, появлением вражеских подво­ дных лодок и минной опасности на Кольском севере была введена система конвоирования. На побережье создавались наблюдательные посты, а на наиболее важных морских рубежах - корабельные дозоры. В начале 1916 года был создан специальный отряд для обороны Кольского залива, а к июлю того же года сформирована флотилия Северного Ледовитого океана.10Для усиления защиты Баренцева моря Рос­ сия выкупила у Японии бывшие эскадренные броне­ носцы и крейсера, заказала в Англии постройку ле­ доколов, позволила базироваться в портах Мурманск и Архангельск целым соединениям кораблей англий­ ского флота. Появились на Кольском севере не толь­ ко союзники Российской империи, но и ее враги по Первой мировой войне. В 1916 году на северном теа­ тре действовало пять немецких подводных лодок, а в 1917 году - уже двенадцать. Безусловно, русские и английские моряки были хорошо знакомы со сво­ енравной северной погодой, но первые же контакты с противником продемонстрировали ее значение для 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz