Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.

разведывательных самолётах, маршруты которых проходили в тех районах, где отсутствовали метео­ рологические станции. Такие полёты производились на большие расстояния, например, до острова Мед­ вежий и дальше до Шпицбергена.155 Следует отметить, что авиация нуждалась в метео­ рологическом обеспечении не только в воздухе, но и на аэродромах. Северные летчики в осенне-зимний период постоянно сталкивались с проблемой занесе­ ния взлетно-посадочных полос (ВПП) снегом. Этот, казалось бы, сугубо бытовой момент мог серьезно повлиять на боеготовность авиационного подразде­ ления, ведь каждый раз перед взлетом полосу не­ обходимо было расчищать. Это требовало отрыва значительного количества людей, поэтому летчики уделяли особое внимание прогнозам снежных заря­ дов и метелей. В декабре 1942 года командующий ВВС флота запросил разрешения у А. Головко укаты­ вать снег на ВПП, но не убирать. Мотивировал тем, что снег валит и валит, а убирать его не успевают, хотя трудятся с утра до вечера. Командующий фло­ том запросил разрешения у Главкома, но его власти оказалось не достаточно. Было составлено письмо: «ЦК ВКП (б) тов. Маленкову Г. М. Военный совет Северного флота донес об исключительно тяжелом положении, создавшемся на флоте в связи с очист­ кой и вывозом снега с аэродромов. Несмотря на мо­ билизацию всех возможных сил и средств флота, их недостаточно для обеспечения бесперебойной ра­ боты авиации. В среднем в году 203 дня держится снежный покров, из них 64 дня с метелями. Прошу в виде исключения разрешить ВВС СФ вместо вывоза снега с аэродромов производить его укатку в течение зимнего периода, с тем чтобы перед началом сне­ готаяния очистить аэродромы от снега и обеспечить бесперебойную работу авиации на колесах как в те­ 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz