Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
огромный вклад в развитие метеорологической нау ки и организацию гидрометеорологических и гидро логических наблюдений. Под его руководством были разработаны инструкции по гидрологическим рабо там и наблюдению за льдами в Северном Ледовитом океане (СЛО).7 На рубеже веков необходимость раз работки подобного рода документов диктуется уже не столько научным интересом, сколько практиче скими запросами мореплавателей. Важный этап в изучении и освоении Арктики не разрывно связан с именем С. Макарова. Он одним из первых обосновал стратегическое для России как в военном, так и в экономическом отношениях зна чение севера и Северного морского пути. В ходе по лярной экспедиции, организованной в 1901 году, на ледоколе «Ермак» русские ученые под его руковод ством провели комплексные исследования и собрали обширные сведения о Баренцевом и Карском морях, а также составили карту Новой Земли.8 Неоценима заслуга Макарова в организации метеорологических исследований в Северном Ледовитом океане. Им был сформулирован и обоснован совершенно новый под ход к изучению погоды полярных областей: «Судно останавливается на два-три часа, и за это время по лучаются полные глубоководные наблюдения... Про должительное пребывание важно для метеороло гических наблюдений, но производство таковых не требует большого корабля, нужна лишь незначитель ная станция с экипажем в полдюжины человек. Для продолжительных метеорологических наблюдений ледокол должен развозить в разные места наблюда телей, дома для них и разную провизию. Таким по рядком исследование будет более систематично...»9 С первого же похода русского флота на кораблях велись заметки о состоянии погоды и моря, но в на чале XIX столетия отрывочные наблюдения уже пере 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz