Прямицын, В. Н. Прогноз победы : гидрометеорологическая служба Северного флота в годы Второй мировой войны / Владимир Прямицын. - Североморск : [б. и.], 2010. - 255 с. : ил.
лифакс загорелся небольшой французский пароход «Монблан», груженый тринитротолуолом. Б резуль тате взрыва судна ударной волной буквально смело все дома на берегу и портовые сооружения. Две ты сячи человек тогда погибли, две тысячи - пропали без вести, а девять тысяч жителей получили ране ния. Очевидцы того трагического события вспомина ли позже, что в домах селений, расположенных за 30 миль от порта, в домах повылетали стекла, а в окрестных церквях в радиусе 60 миль колокола за звонили сами собой. В тот майский день в Мурманском порту трини тротолуола было в разы больше, чем при взрыве в Галифаксе. Штабом уполномоченного Государствен ного Комитета Обороны изыскивались все возмож ности для обеспечения безопасности судов. К реше нию вопроса подключилось и управление ГМС СФ. Детальный анализ активности авиации противника за 1941 и часть 1942 года показал, что при значи тельной облачности верхнего и среднего яруса над аэродромами Норвегии и Мурманском количество вылетов резко сокращалось, а при значительной об лачности нижнего яруса активность немецкой авиа ции практически сводилась к нулю. Таким образом, на управление гидрометслужбы возлагались очень большие надежды в вопросе детального прогнозиро вания облачности и особых гидрометеорологических явлений, затрудняющих применение немецкой авиа ции. Такую непростую задачу в условиях «обрезан ной» карты можно было решить только сообща. ГМС СФ организовала получение данных от подразделе ний 14 армии, расположенных вдоль линии фронта. Было налажено тесное взаимодействие с авиацией, совершающей полеты над территорией Норвегии, и с разведкой СФ, перехватывающей метеосводки про тивника. К анализу этих данных и поиску благолри- 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz