Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

Применение пистолета или автомата против бело­ го медведя, во-первых, не эффективно, а во-вторых, запрещено. Грозный полярный зверь занесен в крас­ ную книгу, и убийство каждой особи грозит поляр­ никам приездом комиссии и разбирательством. Вот и приходилось стрелять не в медведя, а в его сторону, в надежде его отпугнуть. Не раз инженерам и техни­ кам партии ЛАР, ночующим на полярных аэродромах, приходилось просыпаться по ночам отзвуков выстре­ лов - это сотрудники полярных станций отпугивали медведей. Однажды на одном из таких аэродромов после долгой канонады в помещение ледовых раз­ ведчиков ворвался прапорщик. Рожок его автомата был полностью разряжен, а лицо было бледным от ужаса. Тридцать патронов, пролетевших над головой мишки, нисколько его не смутили. Очень помогали в борьбе с медведями собаки, которые всегда води­ лись на аэродромах. Конечно, им порой доставалось от медведей, но опытные псы, бегая вокруг громозд­ кого зверя и лая на него с разных сторон, могли про­ гнать непрошеного гостя. Не зря сотрудникам партии ЛАР платили большие деньги и предоставляли раннюю пенсию. Люди лета­ ли очень много. Нередки были случаи, когда в раз­ ных частях Арктического бассейна в воздухе одно­ временно находилось по три самолета с ледовыми разведчиками на борту. Инженеры и техники партии имели налет часов не менее 500 в рабочий год. В периоды наиболее интенсивных проводок лодок на Тихий океан эта цифра могла достигать свыше 750. Обычно разведчики улетали в рейсы на месяц, но случалось, что и на три. Бывало, что специалисты партии по возвращении из очередной командиров­ ки прямо в аэропорту Мурмаши пересаживались на другой самолет и вновь улетали в Арктику. Случа­ лось, конечно, засиживаться в аэропортах по при- 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz