Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

цией, запросили у нее координаты. Определив свое местоположение, привязавшись к коор­ динатам станции, летчики выяснили, что нахо­ дятся совсем не там, где предполагали. ИЛ-14 «промахнулся» мимо Северного полюса на 90 километров». С гражданскими ледовыми разведчиками однаж­ ды по вине штурмана произошел курьезный случай, который чуть не закончился печально. После зна­ менитого полета немецкого пилота Матиаса Руста, вторгшегося в воздушное пространство СССР в 1987 году с территории Финляндии, и совершившего по­ садку на Красной площади, бдительность войск ПВО на воздушной границе со странами Европы была по­ вышена. В это время самолет Архангельского авиао­ тряда полярной авиации, возвращавшийся следовой авиаразведки из Баренцева моря, сбился с курса, и определил свое местоположение уже над Норвегией. Штурман перепутал на локации похожие очертания полуострова Рыбачий и Варангер. Экипаж осознал свою ошибку, когда под крылом вместо серых хруще­ вок появились аккуратные частные домики в харак­ терными красными крышами. Норвежцы почему-то не заметили «вторжения», и летчикам разумно было вернуться в море, откуда перелететь домой, тем бо­ лее что запас топлива позволял такие маневры. Но командир экипажа, обнаружив ошибку, принял ре­ шение лететь на Мурманск, и вместо курса 0 выбрал курс 90 градусов. ПВОшники, не успевшие оклемать­ ся от разбора инцидента с Рустом, подняли в воздух пару истребителей, дав указание уничтожить цель. Разведчиков льда спасла только хорошая погода, ко­ торая позволила истребителям разглядеть в наруши­ теле советский самолет полярной авиации. Еще одним источником опасности были белые мед­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz