Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

Букало: «В 1989 году мы летели на самолете АН- 26 Архангельского авиаотряда из Мурманска в Амдерму, выполняя ледовую авиаразведку по Баренцеву морю. С момента подачи заявки и разработки полетного задания кромка льдов настолько изменила свое положение, что для успешного выполнения ледовой авиаразведки летчикам пришлось пойти на преступление и отклониться от маршрута более чем на сто ки­ лометров. В Амдерме по факту обнаружения неизвестного самолета, направляющегося к бе­ регам СССР, была объявлена тревога и подго­ товлены к взлетудежурные силы ПВО, но узнав, что это самолет Архангельского отряда и что он сам летит в Амдерму, поднимать в небо истре­ бители не стали. На взлетной полосе самолет уже встречали автомобили КГБ. Я, как коман­ дир партии, просил заместителя начальника Гидрометцентра капитана 2 ранга Ивана Бурей- ко, чтобы он прояснил ситуацию и походатай­ ствовал о не наказании летчиков. Но в КГБ, где расследовали инцидент, даже не стали слушать доводы гидрометеорологов. Экипаж отстрани­ ли от полетов на один год, а экспедиционная группа после двух суток ожидания вылетела из Амдермы в Арктику на том же самолете, но уже с другим экипажем». Безопасность полета определялась не только ко­ мандирской квалификацией, но и слаженностью работы всего экипажа, подготовкой радиста и штур­ мана. От мастерства последнего, кстати, в большой степени зависел успех всей разведки. В основном штурмана полярной авиации были ответственными и педантичными людьми, но далеко не все было в их силах. Спутниковой навигации на самолетах по­ лярных авиаотрядов в те годы не существовало. Над

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz