Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
мана стала возрастать интенсивность судоходства, развиваться сеть портов, маяков, гидрометеорологи ческих станций и система навигационного огражде ния. Появился в северных широтах и военный флот. Развитие сельского хозяйства в Сибири, связанное с массовым переселением на ее территорию крестьян, требовало поиска новых маршрутов вывоза сибир ского хлеба на мировые рынки. В связи с этим освое ние Северного Морского пути стало одной из насущ ных задач экономики России. В 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены ледоколь ные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», предназначен ные для систематических исследований Северного Морского пути. В 1914 году на этих ледоколах была отправлена экспедиция, в задачи которой входило прохождение СМП в одну навигацию. Эта цель не была достигнута. В октябре 1914 года, обогнув мыс Челюскин, пароходы встретили непроходимые льды, которые вынудили участников экспедиции остаться в дрейфе на зиму. Лишь в сентябре 1915 года, пре одолев большие трудности, связанные с плаваньем по неизвестному фарватеру, ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» достигли Архангельска, осуществив сквоз ное плаванье в две навигации. Стало очевидным, что индустриализация и милита ризация Арктики требуют не только непосредствен ного навигационно-гидрографического и гидроме теорологического обеспечения, но и проведения фундаментальных исследований в этом обширном регионе. В связи с этим, а так же во исполнение 10- тилетнего плана исследований в 1912 году в Аркти ку было направлено сразу три научные экспедиции под руководством гидрографов Владимира Русанова, Георгия Седова и Георгия Брусилова, закончившие ся трагически. Все три группы пропали без вести в бескрайних ледяных просторах. Судно экспедиции 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz