Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

блюдали ледовую кромку визуально, и отмечали ее координаты на карте. Такие же обзорные разведки совершались и над Белым морем. Для идеального обследования района необходимо было пройти его дважды, с визуальной и с радио­ локационной разведкой. Первая давала возможность достаточно точно определить такие важные пара­ метры, как толщина льда и его возраст, а вторая обеспечивала качественную площадную съемку. На практике такое бывало редко. Выполнялась либо ви­ зуальная, либо инструментальная разведка, причем первая по количеству часов преобладала. В полете по маршруту наблюдатель, наклонив го­ лову в блистер, визуально определял следующие элементы ледовой обстановки: - положение кромки льда и границ льда различной сплоченности; - сплоченность, форма, возраст, торосистость; - местоположение, форма и размеры надводной части айсбергов; - местоположение, форма и ориентация полыней, каналов и разводий более 200 метров (для каналов 100 м.). При необходимости определения и нанесения на карты какой-либо другой информации это дополни­ тельно оговаривалось в задании. Еще в полете, как только штурман самолета начинал сообщать коорди­ наты, техники принимались за составление карты. Как правило, работу над ней завершали еще до по­ садки, но бывало так, что кромка наблюдалась до са­ мой береговой черты вблизи аэродрома назначения, тогда карту достраивали уже на земле. Не позднее чем через четыре часа после посадки старший груп­ пы обязан был доложить в 402 Гидрометцентр о ре­ зультатах разведки. Телеграмма с докладом включа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz