Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
шали отважные ледовые авиаразведчики. В середине июля 1955 года из Кольского залива на восток вышла экспедиция особого назначения ЭОН-55 под руководством контр-адмирала Рассохо. Задачей экспедиции было перевести с Северного флота на Тихоокеанский отряд кораблей, состояв ший из двух крейсеров проекта 68 БИС и двенадцати подводных лодок проекта 613. Обеспечение боевых кораблей было возложено на ледоколы «Микоян» и «Ермак», построенный под руководством Степана Осиповича Макарова еще в 1899 году. В Баренце вом и Карском морях ледоколам не пришлось ра ботать, но с проходом пролива Велькицкого отряд столкнулся с арктическими льдами. О сложностях перехода во льдах вспоминает один из участников ЭОН-55 Алексей Артюхин: «Но вот прошли через пролив в море Лаптевых , и пошел лед, сначала отдельные небольшие льдины, а потом целыми полями, большими нагромождениями. Корабль маневрировал, избегая столкновения, но это не всегда удавалось. От удара о большую льдину крейсер трясло. Он не то что вздрагивал, а бук вально тряся от встречи со льдинами. Графины и стаканы издавали легкий перезвон. Кораб ли уменьшили ход до самого малого, а иногда едва двигались, но вперед. Возглавлял отряд ледокол «Ермак». Впритык к его корме двига лись три подводные лодки, далее крейсер «По жарский». За ним три подводные лодки, далее крейсер «Сенявин». За ним еще три подводные лодки. Замыкал колонну ледокол «Микоян», за которым, держась на минимальной дистанции, следовали еще три подводные лодки. Периоди чески появлялся двухмоторный самолет типа «Бостон», который вел разведку льдов впере ди по курсу и сбрасывал на флагманский ледо- 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz