Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

шали отважные ледовые авиаразведчики. В середине июля 1955 года из Кольского залива на восток вышла экспедиция особого назначения ЭОН-55 под руководством контр-адмирала Рассохо. Задачей экспедиции было перевести с Северного флота на Тихоокеанский отряд кораблей, состояв­ ший из двух крейсеров проекта 68 БИС и двенадцати подводных лодок проекта 613. Обеспечение боевых кораблей было возложено на ледоколы «Микоян» и «Ермак», построенный под руководством Степана Осиповича Макарова еще в 1899 году. В Баренце­ вом и Карском морях ледоколам не пришлось ра­ ботать, но с проходом пролива Велькицкого отряд столкнулся с арктическими льдами. О сложностях перехода во льдах вспоминает один из участников ЭОН-55 Алексей Артюхин: «Но вот прошли через пролив в море Лаптевых , и пошел лед, сначала отдельные небольшие льдины, а потом целыми полями, большими нагромождениями. Корабль маневрировал, избегая столкновения, но это не всегда удавалось. От удара о большую льдину крейсер трясло. Он не то что вздрагивал, а бук­ вально тряся от встречи со льдинами. Графины и стаканы издавали легкий перезвон. Кораб­ ли уменьшили ход до самого малого, а иногда едва двигались, но вперед. Возглавлял отряд ледокол «Ермак». Впритык к его корме двига­ лись три подводные лодки, далее крейсер «По­ жарский». За ним три подводные лодки, далее крейсер «Сенявин». За ним еще три подводные лодки. Замыкал колонну ледокол «Микоян», за которым, держась на минимальной дистанции, следовали еще три подводные лодки. Периоди­ чески появлялся двухмоторный самолет типа «Бостон», который вел разведку льдов впере­ ди по курсу и сбрасывал на флагманский ледо- 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz