Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
личество кораблей и подводных лодок нуждались в проводке по трассе СМП, где Морская Обсерватория и самолеты ВВС СФ уже не могли обеспечить силы флота ледовой информацией. В связи с этим тесное сотрудничество военных и гражданских гидрологов продолжилось и после войны. Между метеорологами, учеными, моряками и летчиками разных министерств и ведомств были заключены договора и соглашения о взаимном обеспечении и об обмене информацией, в том числе и ледовой. Важным этапом в истории послевоенного разви тия военно-морского флота СССР стали экспедиции особого назначения (ЭОН), организовывавшиеся для перевода боевых надводных и подводных кораблей с Балтийского моря в Баренцево, и с Баренцева на Тихий океан. Эта деятельность имела очень важное значение, и гидрометеорологическому обеспечению подобных переходов уделялось особое внимание. Наибольшую сложность для разнородных сил, совер шающих межтеатровый переход по трассе Северно го Морского пути, представляли арктические льды. Неудивительно, что когда встал вопрос о назначении в состав ЭОН офицера Морской Обсерватории, выбор пал на кандидатуру опытного гидролога и ледово го авиаразведчика Николая Лебедева. Переход каж дой экспедиции особого назначения был достаточно сложным с точки зрения гидрологического обеспе чения. Накануне выхода кораблей Николай Лебедев интенсивно работал в Обсерватории, собирая как можно большее количество сведений о фактическом положении и прогнозе смещения льдов по маршру ту перехода. Тем не менее при обеспечении более чем двухмесячного перехода такого количества ко раблей, движущихся в сплошных ледяных полях, без оперативной информации о ледовой обстановке в районе плавания не обойтись. Вновь эту задачу ре- 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz