Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

без исключения самолетов ледовой разведки стали включать борт-наблюдателей. С этого года в Арктику на ледовую разведку пришли инженеры-океанологи, окончившие ВУЗы Ленинграда и обладавшие доста­ точной теоретической подготовкой. Ученые обогати­ ли ледовые авиаразведки мощным теоретическим и математическим аппаратом и окончательно перевели их на научную основу. В отличие от тридцатых го­ дов, когда пилот или штурман самолета вполне мог самостоятельно фиксировать положение ледовой кромки, профессионалы-гидрологи послевоенных лет различали с высоты полета и наносили на карты разнообразные виды льдов, различные виды айсбер­ гов, определяли десятки характеристик ледяных по­ лей, различали торосы, ропаки, заструги, наслуды, наледи, закраины, тараны и многое другое. С такой теоретической подготовкой речь шла уже о научно­ оперативном обеспечении судоходства в полярных морях, обязанности по управлению которым были возложены на научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики. Золотыми буквами в историю освоения трассы СМП и послевоенных ледовых авиа­ разведок вписаны имена Василия Шильникова, Ва­ лерия Лосева, Валентина Булавкина, Василия Хари­ тонова, Евгения Гущенкова, Анатолия Козырева. После войны, в конце 40-х начале 50-х годов ги­ дрологическое обеспечение сил Северного флота было возложено на отделение изучения театра Мор­ ской Обсерватории СФ. Отделение насчитывало все­ го около двенадцати человек, но проделало большой объем работы, важное место в которой отводилось ледовым авиаразведкам. Офицеры и служащие отде­ ления с борта летающих лодок ВВС СФ Бе-6 фиксиро­ вали положение ледовой кромки в интересах опера­ тивного обеспечения Северного флота в Баренцевом море. Но флот страны расширялся, все большее ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz