Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
без исключения самолетов ледовой разведки стали включать борт-наблюдателей. С этого года в Арктику на ледовую разведку пришли инженеры-океанологи, окончившие ВУЗы Ленинграда и обладавшие доста точной теоретической подготовкой. Ученые обогати ли ледовые авиаразведки мощным теоретическим и математическим аппаратом и окончательно перевели их на научную основу. В отличие от тридцатых го дов, когда пилот или штурман самолета вполне мог самостоятельно фиксировать положение ледовой кромки, профессионалы-гидрологи послевоенных лет различали с высоты полета и наносили на карты разнообразные виды льдов, различные виды айсбер гов, определяли десятки характеристик ледяных по лей, различали торосы, ропаки, заструги, наслуды, наледи, закраины, тараны и многое другое. С такой теоретической подготовкой речь шла уже о научно оперативном обеспечении судоходства в полярных морях, обязанности по управлению которым были возложены на научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики. Золотыми буквами в историю освоения трассы СМП и послевоенных ледовых авиа разведок вписаны имена Василия Шильникова, Ва лерия Лосева, Валентина Булавкина, Василия Хари тонова, Евгения Гущенкова, Анатолия Козырева. После войны, в конце 40-х начале 50-х годов ги дрологическое обеспечение сил Северного флота было возложено на отделение изучения театра Мор ской Обсерватории СФ. Отделение насчитывало все го около двенадцати человек, но проделало большой объем работы, важное место в которой отводилось ледовым авиаразведкам. Офицеры и служащие отде ления с борта летающих лодок ВВС СФ Бе-6 фиксиро вали положение ледовой кромки в интересах опера тивного обеспечения Северного флота в Баренцевом море. Но флот страны расширялся, все большее ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz