Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
Наряду с переменчивостью северной погоды, нена дежностью и малым количеством промежуточных аэродромов, большую опасность представляли над водные корабли, самолеты и подводные лодки про тивника. За редким исключением самолеты ледовой авиаразведки не имели вооружения. Одним из пер вых погиб Иван Овчинников, гидролог Арктического института, специалист по ледовому режиму Баренце ва и Карского морей. Всплывшая немецкая подводная лодка обстреляла и чуть не потопила приводнивший ся гидросамолет Ильи Мазурука и Матвея Козлова. Не вернулся с задания и самолет полярного летчика Иосифа Черепкова. В конце августа 1942 года он на правился в Карское море, на помощь застрявшему во льдах каравану. В это время там вел охоту за совет скими судами немецкий линейный корабль «Шеер». Лишь после исчезновения машины Черепкова поляр ным пилотам было приказано регулярно сообщать свои координаты. Отсутствие вооружения приводило к досадным случаям. Так, например, самолет ледо вого разведчика Ивана Черевичного у острова Верн застал врасплох немецкую подводную лодку в над водном положении. Полярный летчик не смог вос пользоваться элементом неожиданности и нанести лодке какого-либо урона, так как на его самолете не было установлено ни стрелкового оружия, ни бомб. Единственное, что могли сделать в случае обна ружения противника безоружные ледовые разведчи ки, так это передать в штаб подробное донесение о контакте, как это сделал однажды полярный летчик Антонов. Пилотируя самолет ЛИ-2, он вел ледовую разведку, помогая капитанам проводить пароходы с грузом по Северному Морскому пути. Работа шла успешно, капитаны были очень довольны разведка ми Антонова, но он постоянно просил руководство полярной авиации направить его на действующий 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz