Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

Наряду с переменчивостью северной погоды, нена­ дежностью и малым количеством промежуточных аэродромов, большую опасность представляли над­ водные корабли, самолеты и подводные лодки про­ тивника. За редким исключением самолеты ледовой авиаразведки не имели вооружения. Одним из пер­ вых погиб Иван Овчинников, гидролог Арктического института, специалист по ледовому режиму Баренце­ ва и Карского морей. Всплывшая немецкая подводная лодка обстреляла и чуть не потопила приводнивший­ ся гидросамолет Ильи Мазурука и Матвея Козлова. Не вернулся с задания и самолет полярного летчика Иосифа Черепкова. В конце августа 1942 года он на­ правился в Карское море, на помощь застрявшему во льдах каравану. В это время там вел охоту за совет­ скими судами немецкий линейный корабль «Шеер». Лишь после исчезновения машины Черепкова поляр­ ным пилотам было приказано регулярно сообщать свои координаты. Отсутствие вооружения приводило к досадным случаям. Так, например, самолет ледо­ вого разведчика Ивана Черевичного у острова Верн застал врасплох немецкую подводную лодку в над­ водном положении. Полярный летчик не смог вос­ пользоваться элементом неожиданности и нанести лодке какого-либо урона, так как на его самолете не было установлено ни стрелкового оружия, ни бомб. Единственное, что могли сделать в случае обна­ ружения противника безоружные ледовые разведчи­ ки, так это передать в штаб подробное донесение о контакте, как это сделал однажды полярный летчик Антонов. Пилотируя самолет ЛИ-2, он вел ледовую разведку, помогая капитанам проводить пароходы с грузом по Северному Морскому пути. Работа шла успешно, капитаны были очень довольны разведка­ ми Антонова, но он постоянно просил руководство полярной авиации направить его на действующий 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz