Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
ченные сведения на суда и, что еще важнее, провести караван через льды. В сложной ледовой обстановке Беломорского бассейна решено было прибегнуть к методу, который успел зарекомендовать себя еще при обеспечении Карских операций - барражированию. Оно подразумевает проводку судов через ледяные поля с помощью воздушного судна, которое непре рывно осуществляет поиск пути во льдах и руково дит движением судов по микрофону или собствен ными эволюциями. В связи с высокой вероятностью нападения вражеской авиации, корабли охранения конвоев имели указание сбивать любой приближаю щийся самолет. К решению задачи непосредственной проводки судов привлекалась пара малоразмерных тихоходных самолетов «ПО-2». Они всегда шли на одной и той же высоте (один на 500 — 600, другой - на 150 — 200 метрах) и имели характерный узна ваемый силуэт, поэтому никогда не обстреливались. Долетая до головного судна каравана (обычно это был ледокол), ледовые разведчики бросали на па лубу пластмассовый тубус с составленной накануне картой*, и, не имея на борту средств радиосвязи, «вели» конвой в Архангельск, указывая своими ма неврами наиболее удобный путь во льдах. Во время войны у самолетов полярной авиации не было четкой специализации. Наряду с ведением раз ведки льда они перевозили людей, доставляли гру зы и принимали участие в поисково-спасательных операциях. В августе 1944 года из Архангельска на Диксон в сопровождении трех тральщиков вышел пароход «Марина Раскова» с тремя сотнями чело век на борту. На переходе конвой был атакован не мецкими подводными лодками, и после потопления парохода и двух тральщиков, на воде в нескольких лодках, шлюпках и кунгасах осталось около полуто- * Полярники называют такую передачу «вымпелом» (Прим. автора) 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz