Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
операций, был вывод судов после зимовки из бухты Диксон. Лёд был прочным, более 150 см. Некоторые суда оказались в очень трудном положении, так как северные ветры нанесли перед ними большие массы льда, толщина которого порой достигала трёх метров. Успешно решить задачу представлялось возможным, лишь владея исчерпывающей информацией о фак тической конфигурации и сплоченности ледяных полей. Большую работу при этом провели ледовые авиаразведчики, руководство которыми было возло жено на опытного полярника Михаила Сомова. Стратегическую важность обладания оперативной ледовой информацией понимали и немецкие воена чальники. Наряду с другими авиационными подраз делениями Люфтваффе на аэродромах Северной Нор вегии были сосредоточены и два метеорологических отряда Верховного Командования ВВС. Один из них включал семь самолетов Юнкерс-88, а другой - семь самолетов Хейнкель-111. До войны, взлетая с нор вежских аэродромов, они брали курс на северо-запад, к острову Ян-Майен и архипелагу Шпицберген, а по сле ее начала стали летать еще и на северо-восток, к Новой Земле и острову Вайгач. Самолеты шли на разных высотах - от 100 до 3000 метров, дальность их полета достигала 3000 километров, а целью была разведка метеорологической и ледовой обстановки в Северной Атлантике и Баренцевом море. Не меньшую значимость имели в годы войны ледо вые авиаразведки и на Белом море, ведь с началом проводки союзных конвоев многократно увеличи лось стратегическое значение Архангельска. В этот крупный порт, как и в Мурманск, караванами судов доставлялись тысячи тонн грузов из Англии и США. Явным преимуществом Архангельска перед Мурман ском было то, что он находился гораздо дальше от 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz