Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
После совершения немцами ряда успешных атак на советские суда в Карском море вопросам защи ты судоходства от нападений противника, а так же обеспечения навигационной безопасности в этом районе стало уделяться исключительное внимание на самом высоком уровне. Из-за невозможности обе спечить безопасный переход в порты Баренцева и Белого морей, на зимовку на Диксоне было остав лено 15 транспортных судов и ледокольных парохо дов. В октябре 1943 года командующий Беломорской флотилией (БВФ) контр-адмирал Степан Кучеров получил приказание Ставки Верховного Главноко мандования: обеспечить переход из Тикси на запад двух ледоколов, крайне необходимых для проводки конвойных судов в Белом море, для чего незамед лительно прибыть на Диксон. Для личного участия в проводке оттуда командующему понадобилось вы лететь на Тикси. Погода и полярная темнота совер шенно не благоприятствовали полёту, и по прика занию командующего пришлось пойти на нарушение светомаскировки военного времени: 12 октября все суда, стоящие на рейде Диксона, выстроились в две линии, обозначив, таким образом, взлетную полосу, и по сигналу ракеты включили на время взлёта са молёта «СССР Н-275», пилотируемого летчиком Ива ном Черевичным, бортовые огни и прожекторы. По лёт проходил трудно, над мысом Челюскин пилот вёл машину в абсолютной темноте, при крайне плохой погоде, при обледенении самолёта, но задание было выполнено. Черевичный посадил машину на тонкий лед в бухте Тикси. 15 октября самолет возвратил ся на Диксон, попутно собрав информацию о ледо вой обстановке. Впервые в истории Арктики была выполнена посленавигационная авиаразведка льда в условиях полярной ночи. Весной 1944 года одной из главных задач, стоявших перед штабом морских 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz