Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

странстве, без движения в шумной не отапливаемой кабине самолета в течение 10-12 часов, ведя при этом наблюдение и нанося на карту координаты то­ чек, по которым проходит кромка льда. Одновремен­ но велись наблюдения за метеорологическими усло­ виями и состоянием моря; определялись мощность и высота облаков, скорость ветра (по сносу самолета с заданного курса), величина волнения на море, сво­ бодном ото льда. Карта ледовой обстановки служила неоценимым подспорьем для коллег гидрологов - си­ ноптиков: с ее помощью удавалось делать косвенные выводы о режиме ветров, о преобладании отжимных (от берега) или прижимных (к берегу) воздушных потоков. Собранные таким образом сведения после соответ­ ствующей обработки докладывались командующему Северным флотом, начальнику штаба и оперативной службе. На их основе штаб флота вырабатывал реко­ мендации по наиболее безопасным от атак авиации и подводных лодок противника маршрутам проводки конвоев. Начиная с 1942 года на ледовых картах изо­ баллами - линиями равной сплоченности - начали вы­ делять зоны разряженного и сплоченного льда, карты стали цветными, чтобы наглядно отображать характе­ ристики льда с точки зрения навигации. Анализ карт ледовой обстановки за военные годы показывает, что, если в обычном режиме авиационная разведка льдов производилась один раз в месяц, то в периоды про­ водки союзных конвоев самолеты ВВС СФ доносили сведения о положении ледовой кромки ежедневно, а иногда и по несколько раз в день. В 1943 году в свя­ зи с возросшим объемом работы отделение ледовой службы Бюро ГМО Гидрометслужбы СФ было преоб­ разовано в Службу морской гидрологической инфор­ мации и морских гидрологических прогнозов. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz