Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
довой кромки не обойтись, так как от года к году она занимает то более северную, то более южную пози цию. Особое внимание ее положению в Норвежском и Баренцевом морях командование флота в годы во йны уделяло в периоды проведения конвойных опе раций. Союзнические конвои, курсировавшие между портами Советского Союза и Исландией, на протяже нии всего маршрута перехода подвергались налетам немецкой авиации, взлетавшей с аэродромов Север ной Норвегии. При планировании перехода конвоя выбирался наиболее северный маршрут, чтобы мак симально отдалиться от побережья Норвегии, сни зив тем самым вероятность или продолжительность по времени нападения с воздуха. Кроме того, оди ночные суда в случае угрозы нападения подводных лодок противника могли укрыться в ледяных полях, куда немецкие подводники не рисковали заходить, но для этого им самим необходимо было обладать до статочной информацией о фактическом положении льдов. Гидрологам Северного флота порой катастрофи чески не хватало сведений о ледовом режиме в се верной части Норвежского и Баренцева морей, но ключевую роль в вопросе обеспечения безопасности конвоев играло положение ледовой кромки на линии м. Нордкап - о. Медвежий. Это своеобразные ворота между двумя полярными морями, при прохождении которых суда максимально приближались к немец ким авиационным базам. Именно здесь советский флот усиливал состав сил охранения. В условиях, когда научно-исследовательские суда прекратили свою деятельность в море, а фактическое положе ние ледовой кромки стало освещаться лишь эпизо дическими донесениями от боевых кораблей, много кратно возросло значение ледовых авиаразведок, выполняемых самолетами ВВС СФ. Выполнялись они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz