Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

довой кромки не обойтись, так как от года к году она занимает то более северную, то более южную пози­ цию. Особое внимание ее положению в Норвежском и Баренцевом морях командование флота в годы во­ йны уделяло в периоды проведения конвойных опе­ раций. Союзнические конвои, курсировавшие между портами Советского Союза и Исландией, на протяже­ нии всего маршрута перехода подвергались налетам немецкой авиации, взлетавшей с аэродромов Север­ ной Норвегии. При планировании перехода конвоя выбирался наиболее северный маршрут, чтобы мак­ симально отдалиться от побережья Норвегии, сни­ зив тем самым вероятность или продолжительность по времени нападения с воздуха. Кроме того, оди­ ночные суда в случае угрозы нападения подводных лодок противника могли укрыться в ледяных полях, куда немецкие подводники не рисковали заходить, но для этого им самим необходимо было обладать до­ статочной информацией о фактическом положении льдов. Гидрологам Северного флота порой катастрофи­ чески не хватало сведений о ледовом режиме в се­ верной части Норвежского и Баренцева морей, но ключевую роль в вопросе обеспечения безопасности конвоев играло положение ледовой кромки на линии м. Нордкап - о. Медвежий. Это своеобразные ворота между двумя полярными морями, при прохождении которых суда максимально приближались к немец­ ким авиационным базам. Именно здесь советский флот усиливал состав сил охранения. В условиях, когда научно-исследовательские суда прекратили свою деятельность в море, а фактическое положе­ ние ледовой кромки стало освещаться лишь эпизо­ дическими донесениями от боевых кораблей, много­ кратно возросло значение ледовых авиаразведок, выполняемых самолетами ВВС СФ. Выполнялись они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz