Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

Выполняя осенью 1939 года ледовую авиаразвед­ ку, гидрологи полярных станций поставили перед собой задачу попытаться проследить ход замерзания моря, получить как можно больше данных и соста­ вить более полное представление о характере нави­ гации будущего года. Для составления достоверного долгосрочного ледового прогноза необходимо было, летая по стандартным маршрутам, организовать кру­ глогодичное постоянное наблюдение за льдами и их дрейфом. Полностью выполнить эту задачу им по­ мешало несчастье: 2 ноября 1939 года, ведя авиа­ ционную разведку льдов в неблагоприятных погод­ ных условиях, два самолета-разведчика при посадке на косе Двух Пилотов потерпели аварию. Следует отметить, что к ведению авиационной раз­ ведки льдов в восточном секторе Арктики привлека­ лись не только самолеты Шмидтовского авиаотряда, но и самолеты, пролетавшие транзитом. В течение зимы 1940 года во время рейсовых полетов наблю­ дения за льдами проводили летчики Н. Бузаев, Г. Ло­ ман, Е. Николаев, И. Котов. Результаты их наблюде­ ний легли так же в основу долгосрочного ледового прогноза, составленного в марте 1940 года гидро­ логами Мыса Шмидта по запросу Гидрометслужбы ГУСМП. В августе 1940 года, в разгар навигации, ле­ довые авиаразведки достигли такой интенсивности, что по распоряжению А.П. Мелехова гидрологи стан­ ции Мыс Шмидта стали составлять ледовые обзоры ежедневно. С этого времени авиационное обеспече­ ние стало в целом удовлетворять запросам навига­ ционной безопасности, науки и рыбопромышленных организаций на северных морях. В 1933 году был образован Северный флот (СФ), чья операционная зона располагалась в полярных морях, и характеризовалась сложной ледовой обста­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz