Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.
зации научно-оперативного обеспечения плавания судов в ледовых условиях принимал гидролог Па вел Гордиенко. По его предложению, разработанно му совместно со штурманом Московской авиагруппы особого назначения В.П. Падалко, состояние поверх ности льда стало оцениваться по десятибалльной шкале. Использование этой шкалы в значительной степени облегчало выявление общей картины ледо вой обстановки в разведанном районе. Для решения задач разведки льда с воздуха при станции был соз дан авиационный отряд, с летчиками которого Павел Гордиенко провел шесть занятий по методике веде ния ледовой авиаразведки. Регулярная авиационная разведка начала произ водиться полярниками Мыса Шмидта с первых дней июля 1939 года, как только на вскрывшиеся участки воды смогли садиться гидросамолеты. Наиболее пол ную и качественную информацию доставляли экипа жи летчиков С.А. Асямова и В.М. Сургучева. Результа ты разведки позволили определить границы массива льдов в Восточно-Сибирском море, выявить направ ления выноса льдов из Чукотского моря, оценить про тяженность и направление основных гряд торошения в береговом припае. Самолет Ильи Мазурука доста вил на станцию группу ледовой службы Всесоюзно го арктического института в составе гидрологов Д.Б. Карелина и Н.А. Волкова. Такое усиление позволило успешно выполнить весеннюю авиаразведку, и обе спечивать суда ледовой информацией и прогнозами в течение всей навигации 1939 года, для которой на основе полученных данных был составлен долго срочный ледовый прогноз. Теперь капитаны судов, направляющихся по Северному Морскому пути с вос тока на запад, еще в Беринговом проливе получа ли информацию о ледовой обстановке в Чукотском и Восточно-Сибирском морях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz