Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

покрова. Он заложил основу советской школы ледо­ вой разведки. Однако следует отметить, что привле­ чение наблюдателей к полетам в эти годы пока еще было эпизодическим. С конца 30-х годов в состав экипажей самолетов ледовой авиаразведки все чаще включались спе­ циалисты, прошедшие курсы подготовки в Аркти­ ческом институте. Всю свою жизнь посвятили этой опасной, трудной и необходимой деятельности такие асы разведки как Юрий Барташевич, Николай Суббо­ тин, Константин Михайлов, Виктор Решеткин, Виктор Щербинин. Карты ледовых разведок, выполненные этими специалистами, отличались точностью, полно­ той оценки обстановки и аккуратностью. 21 мая 1937 года экипаж четырёхмоторного гиган­ та ТБ-3 (АНТ-б) в составе командира корабля, Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и второго пилота Михаила Бабушкина впервые в мире совер­ шил посадку на лед в районе Северного полюса, до­ ставив туда четырех полярников под руководством Ивана Папанина. Работа первой дрейфующей поляр­ ной станции «Северный полюс - 1» стала важной ве­ хой в истории изучения и освоения Арктики. Следует отметить, что и снятие экспедиции со льдины также производилось самолетами полярной авиации. В 1938 году полярниками была выполнена предна- вигационная разведка льдов, охватившая Восточно- Сибирское и Чукотское моря. В феврале, марте и мае этого года Павел Гордиенко на самолете М.Н. Ка­ минского обследовал обширный район, ограничен­ ный с востока островом Геральд, с севера западной оконечностью острова Врангеля, с юга мысами Якан и Шмидта, с запада островом Айон. Всего в весен­ ней авиаразведке Гордиенко налетал более 40 ча­ сов. Опыт, накопленный им в этих полетах, позволил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz