Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

месяцев, пока не были эвакуированы самолетами по­ лярной авиации. 20 апреля 1934 года был издан указ о присвоении звания Героя Советского Союза лет­ чикам, принимавшим участие в спасении команды «Челюскина». Ими стали Анатолий Ляпидевский, Си- гизмунд Леваневский, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Василий Молоков, Иван Доронин, Михаил Водопьянов. Без сомнения, все эти пилоты были на­ стоящими профессионалами своего дела, имевшими значительный налет часов в небе Арктики, и опыт в ведении разведки льда. Единственным методом наблюдения льдов с возду­ ха был визуальный. Нужно было иметь большой опыт, чтобы различить с высоты качественные характери­ стики льда. В первые годы авиация определяла толь­ ко такие элементы ледовой обстановки, как форма и сплоченность льдов. Затем к ним прибавились цвет, торосистость, разрушенность, дрейф, возраст льда, а в ряде случаев даже его толщина. Совершенствова­ лась и авианавигационная сторона разведки. Посте­ пенно возникла необходимость в участии в полетах специальных людей, не из числа экипажа самолета, отвечающих за наблюдение в полете и нанесение на карту ледовой информации. В 1934 - 1935 гг. в со­ став экипажей самолетов, вылетающих на ледовые авиаразведки, впервые стали включать наблюдате­ лей. Первыми из них были полярники, будущие круп­ ные ученые Василий Антонов и Василий Мелешко, выполнявшие ледовые разведки с полярных станций бухта Тихая и мыс Челюскина. Существенный вклад в картирование и методику наблюдений внес Нико­ лай Зубов, благодаря деятельности которого ледовая авиаразведка расширила свои функции. Теперь к ней прибегали не только в интересах обеспечения судо­ ходства данными о положении ледовой кромки, но и для исследования разнообразных свойств ледяного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz