Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

ознаменовалось работой международной советско- германской научной экспедиции, в ходе которой ученые двух стран с борта дирижабля «Граф Цеп­ пелин» изучали геомагнитный и ледовый режим Ар­ ктики. Немецкие участники экспедиции на всем ее протяжении вели детальное фотографирование бе­ реговой черты, уделяли особое внимание ледовой обстановке и физико-географическим особенностям маршрута. Вероятно, собранные такими экспедици­ ями сведения в дальнейшем очень помогли немцам при ведении боевых действий на морях Арктики. 17 декабря 1932 года было образовано Главное Управление Северного Морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, руководителем которо­ го был назначен Отто Шмидт. В сферу деятельности этой организации входило не только налаживание морского сообщения и обеспечение безопасности мо­ реплавания по трассе СМП, но и организация рыбно­ го промысла и развитие береговой инфраструктуры. Для поддержки всех этих видов деятельности, а так же для производства ледовых авиаразведок в этом же году были созданы специальные отряды полярной авиации. Со временем, когда возникла потребность в освещении обстановки на больших удалениях, на смену палубным разведчикам пришли более мощные машины берегового базирования, а авиаотряды были объединены под руководством Управления полярной авиации Главсевморпути, которое возглавил леген­ дарный полярный летчик Герой Советского Союза Илья Мазурук. Одним из пионеров ледовых авиаразведок был Ми­ хаил Бабушкин. В 1933 году в качестве пилота само­ лета LU-2 он участвовал в экспедиции парохода «Че­ люскин». Тот рейс оказался неудачным, сто четыре члена экипажа провели в ледяном плену более двух 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz