Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

причина экстренным порядком направлять экспеди­ ции на острова и в моря Арктики - это закрепление суверенитета СССР на этой обширной территории. Поводов для опасений в этом вопросе у советского правительства было более чем предостаточно, ведь ведущие мировые державы снаряжали в Северный Ледовитый океан одну экспедицию за другой, при­ чем авиации в этом соперничестве отводилась реша­ ющая роль. Весной 1926 года дирижабль «Норвегия», спроек­ тированный итальянским инженером Умберто Ноби­ ле, с международным экипажем на борту направил­ ся из Рима в Арктику с целью достигнуть Северного полюса. Руководил экспедицией, снаряженной на деньги американского миллионера Линкольна Эл­ лсворта, легендарный полярник Руаль Амундсен. 12 мая воздухоплаватели достигли Северного полюса, узнав, что тремя днями ранее, 9 мая 1926 года их опередили американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет на самолете. Споры о том, действительно ли амери­ канские пилоты пролетели над Северным полюсом или только приблизились к нему, не утихали вплоть до 1990-х годов, и только в 1996 году Географиче­ ское общество США признало, что Ричард Бэрд фаль­ сифицировал это научное открытие, подделав часть записей в своем официальном отчете. Следует отме­ тить, что в 1929 году он стал первым в мире пилотом, пролетевшим над Южным полюсом планеты. Гонка в Арктике приобретала все более и более политизированный характер. Теперь уже между чле­ нами экипажа «Норвегии» разгорелись жаркие споры о том, кто же все-таки покорил полюс, норвежский руководитель экспедиции или итальянский авиа­ конструктор. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттол­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz