Прямицын, В. Н. Белое на синем : [история ледовых авиаразведок в интересах обеспечения сил флота в Арктике : уникальные воспоминания и фото] / Владимир Прямицын. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. – 131 с. : ил., карты, портр.

Во время гражданской войны он воевал на Волге, в Астрахани, в Баку, командовал авиаотрядом в Орани­ енбауме, участвовал в освобождении Крыма от войск Врангеля. После их изгнания в 1920 году командовал авиацией Крымской республики. Неудивительно, что при подборе кандидатуры на должность летчика по­ лярной экспедиции было решено использовать бо­ гатый летный и организаторский опыт Чухновского. Его самолет, базировавшийся на одном из ледоколов экспедиции, совершил серию удачных полетов, по материалам которых на карту было нанесено поло­ жение льдов, отмели и другие препятствия, мешаю­ щие проходу судов. Своими полетами Борис Чухновский, по сути, от­ крыл эру советской полярной авиации и ледовых авиаразведок. После его успешной миссии самоле­ ты стали задействоваться в Арктике все активнее. В новой северной экспедиции, предпринятой в 1925 году, принимали участие уже два самолета. Первый из них пилотировал умудренный опытом Чухновский, второй - О. Кальвиц. Данные воздушной разведки, производимой этими пилотами, оказывали бесцен­ ную помощь судам, выбирающим на трассе Север­ ного Морского пути наиболее безопасный ото льдов маршрут. В 1928 году произошло два важных в исто­ рии полярной авиации события: пилот Г. Красинский пролетел вдоль северных побережий СССР, а экипаж, возглавляемый А. Волынским, совершил выдающий­ ся перелет из Владивостока вдоль Камчатки и запад­ ных берегов Берингова моря к мысу Дежнева. Осваивая Арктику, молодое советское государство преследовало не только экономические цели, но и во­ енные, ведь интервенция, подчеркнувшая огромное стратегическое значение полярных портов, завер­ шилась всего несколько лет назад. Была и еще одна 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz